п. Дроздово, 2а (за рынком «Экспобел»)
Пн. - Сб.: 10.00 - 19.00

Диагностика кондиционеров

Заправка автомобильного кондиционера должна обязательно начинаться с его диагностики. На этой странице вы узнаете, на что стоит обратить внимание при неработающем кондиционере в той или иной ситуации.

Средняя стоимость диагностики у нас составляет 10-20 рублей, но она может быть и бесплатной. К примеру, если после подсоединения манометров к системе и подачи давления сразу обнаруживается большая утечка - такую диагностику, как правило, мы делаем бесплатно, поскольку мы практически не потратили на нее время и брать здесь деньги не за что. Тогда мы даем рекомендации клиенту как лучше поступить и сколько приблизительно может стоить ремонт. Но иногда диагностика может быть и дороже. К примеру, если для ее проведения требуется проводить серьезные демонтажные/монтажные работы, что может быть актуальным для определенных марок автомобилей. В этом случае мы всегда предупреждаем клиента о возможном повышении стоимости.

Средняя стоимость диагностики составляет 15 руб.

Стоимость* диагностики автомобильного кондиционера

Вид работСтоимость
Визуальный осмотрБесплатно
Проверка давления в системе0-10 руб.
Диагностическая заправка кондиционера ультрафиолетовой краскойПо стоимости заправки
Проверка снятых трубок и радиаторов под давлениемот 10 руб.
Поиск утечек0-50 руб.
Диагностика электрики кондиционера0-50 руб.
Проверка электромагнитной муфты компрессора0-20 руб.
Проверка температурыБесплатно

* - не является публичной офертой

Поиск утечек в системе кондиционирования автомобиля

Наиболее частой причины поломки автомобильного кондиционера - является его разгерметизация. В большинстве случаев, если вы сможете обнаружить утечку, то вы сможете и отремонтировать автомобиль. Существует семь основных методов обнаружения утечек хладагента:

  • 1. Визуальный осмотр;
  • 2. Поиск утечек галогенным электронным течеискателем;
  • 3. Ультрафиолетовая диагностика;
  • 4. Посредством сжатого воздуха;
  • 5. "Мыльная" диагностика;
  • 6. Диагностика окунанием под давлением;
  • 7. Диагностика пламенем.
    • Визуальный осмотр

      С визуального осмотра начинается любая проверка кондиционера. Более того, единственный вид диагностики, доступный простому обывателю. Дело в том, что компрессор кондиционера имеет трущиеся части и нуждается в постоянной смазке. Делать автономную смазочную систему как в двигателе автомобиля не разумно, поэтому масло добавляют прямо в хладагент и оно постоянно "бегает" по системе вместе с фреоном.

      Если где-нибудь образовывается утечка, то хладагент испаряется без следа, а вот масло выдавливается наружу и показывает проблемное место. Причем, по масляному пятну можно судить о размере, давности и серьезности утечки. К примеру, если пятнышко небольшое и покрыто прошлогодней пылью, то такая утечка, как правило, крайне незначительна. Но если пятно свежее, то эта утечка заслуживает большего внимания. Недостатком этого метода является то, что масло проявляется далеко не всегда, к тому же нужно иметь визуальный доступ ко всем узлам и агрегатам, что в ряде случаев требует серьезных демонтажных работ.

      Иногда здесь может помочь специальная эндоскопическая камера, но не всегда, поэтому в большинстве случаев приходится прибегать к дополнительным методам.

      Поиск утечек электронным галогенным течеискателем

      Суть этого метода сводится к тому, что в пустой контур подают небольшое количество фреона, затем включают специальный течеискатель (он же “нюхач”) и его щупом обследуют всю систему. При обнаружении утечки прибор издает тревожный сигнал. Утечку рекомендуется подтвердить несколько раз, поскольку течеискатель очень чувствительный и может ложно среагировать на влагу или ветер, а то и сработать вообще без причины. Поэтому во влажную и дождливую погоду данный метод малопригоден. К тому же, он не подходит для микроутечек. К примеру, если кондиционер перестает холодить за одну неделю, то этот метод вам поможет. Но если хладагент уходит за месяц или более, то течеискателем вы ничего не найдете - слишком маленькая утечка для него. Несмотря на вышеизложенные недостатки, этот метод незаменим в тех случаях, где невозможно получить визуальный доступ к узлам и агрегатам.

      Ультрафиолетовая диагностика автомобильного кондиционера

      Суть этого метода состоит в том, что во время заправки помимо фреона и обыкновенного масла добавляют специальную флуористенсную краску, которая впоследствии выходит наружу в местах утечек, которые впоследствии можно обнаружить при помощи ультрафиолетовой лампы, а в большинстве случаев и без нее. Несмотря на свою простоту — это самый нерекомендуемый нами способ диагностики кондиционеров. Во-первых, для поиска утечек таким способом обязательно нужно хотя бы частично заправлять кондиционер и приезжать через несколько дней на осмотр, а это дополнительные потери времени и денег. Но главное не это. Основная проблема в том, что UF-добавка очень сильно разжижает масло, доводя его практически до консистенции воды, что не очень хорошо для компрессора, рассчитанного на определенную вязкость масла. Есть у этого метода и иные минусы, на которых мы здесь останавливаться не будем. Поэтому мы этот метод применяем лишь тогда, когда он действительно необходим - т.е. в крайне сложных случаях и стараемся добавлять краситель в незначительных и достаточных количествах, чтобы не сильно изменять вязкость масла. Еще обязательно обратите внимание, что UF-масло в систему добавляется только один раз и не при каких обстоятельствах (кроме полной промывки внутреннего контура) его не нужно добавлять при последующих заправках — это частая ошибка неопытных кондиционерщиков.

      Проверка кондиционера сжатым воздухом (азотом, аргоном) “на слух”

      Если при подключении заправочного станка где-то слышится свист или шипение, то эта диагностика именно для этого случая. В принципе ее можно произвести и при помощи хладагента, но с целью экономии и по экологическим причинам лучше использовать сжатый воздух или азот. Как вы понимаете, этот метод применяется только для больших утечек. Суть его заключается в том, чтобы закрыть отверстие рукой или иным предметом и по изменяющемуся звуку установить его точное место. Этот метод очень часто помогает для определения больших утечек в испарителе.

      Проверка кондиционера мыльным раствором

      Это, пожалуй, самый "дедовский" способ обнаружения утечек в системе. Нужно признаться, что мы раньше крайне критиковали этот метод, и, как выяснилось, напрасно. Суть его состоит в том, чтобы подать в контур давление хладагента, воздуха или азота и обрызгать предполагаемые места утечек мыльным раствором (который на самом деле не мыльный раствор, а специальная легкопенящаяся смесь). Утечки здесь выявляются по появившейся пене. Разумеется, в контур перед этим нужно подать давление. Сейчас это наш основной способ обнаружения утечек, поскольку он сочетает в себе простоту, дешевизну и эффективность. Как говорится, все новое - это хорошо забытое старое, и это как раз тот случай.

      Поиск утечек в воде

      Это способ хорош своей наглядностью, достоверностью и точностью, но предполагает обязательный съем узлов кондиционера. Его суть проста - в снятый шланг, трубку или радиатор подают давление до 25 атмосфер и окунают в воду. Утечка видна по пузырям. Очень хорошо подходит для выявления утечек в радиаторах (конденсорах).

      Диагностика пламенем

      Это архаизм и для автомобильных кондиционеров практически не применяется, хотя раньше этот метод часто применялся в диагностике промышленных и бытовых кондиционеров и холодильников и был довольно действенным. Его принцип заключается в том, что фреон меняет цвет пламени. Сейчас этот метод практически не применяется по причинам пожарной безопасности и токсичности.

      Бесполезная диагностика утечек кондиционера

      Существует два основных метода диагностики, применение которой лишено всякого практического смысла:

      Проверка кондиционера вакуумом

      Бытует мнение, что утечку кондиционера можно определить при помощи вакумирования. Утверждается, что нужно хорошо отвакуумировать систему, зафиксировать показания вакуумметра и выдержать 5-15 минут. Если стрелка не отклонилась или цифры электронного манометра не изменились, то система герметична и ее можно заправлять. Однако, это не совсем так. Вакуумная диагностика может обнаружить только большие утечки, при которых полная заправка кондиционера исчезнет максимум за три дня. При этом она не отвечает на главный вопрос: а где именно негерметичность? Ну что Вам с того толку, если Вам скажут что ваша система где-то пропускает. Вы это и без того знаете и попросту потеряете свое время и деньги. Вакуумная диагностика никак не реагирует на средние и уж тем более мелкие негерметичности. А таких - 80%. Судите сами. Вакуум это минус одна атмосфера. Большинство утечек таковы, что при выходе фреона в системе все равно присутствует некоторое остаточное давление хладагента, причем оно почти всегда более 1 атмосферы. Не стоит также забывать, что все фреоны намного текучее воздуха. Бывают случаи, что дырка вскрывается только при 15 атмосферах, а при снижении этого порога она закрывается (течи в радиаторах, по уплотнительным кольцам и др.). Поэтому вакуумирование, за исключением специфических случаев, бывает полезно лишь в качестве выявления непростительных ошибок мастера при реальной диагностике, т.е. когда он где-то "проворонил" большую дырку. Помните, что на практике вакуумирование должно применяться только для очистки системы кондиционера от воздуха и водяных паров, а не для поиска утечек.

      Замер изменения давления по манометрам

      Еще один прекрасный способ бесполезно потратить свое время - это фиксировать манометрами изменение давления в системе. Как это происходит на практике. На приехавший автомобиль подают высокое давление азота и ждут изменения давления. Если давление упало, то диагностируется утечка; если не упало - то утечки якобы нет. И то и то мимо в большинстве случаев. Проблема в том, что компрессор кондиционера имеет внутри себя ряд пространств, в которые давление может дойти не сразу и иногда это происходит лишь через несколько десятков минут. И процесс этот зачастую неравномерный и непредсказуемый. Разумеется, как только давление “доберется ” до нужной полости внутри компрессора - общее давление на манометре упадет и диагностируется “утечка”, хотя на самом деле ее нет. Во-вторых, в большинстве случаев, даже после длительного вакуумирования в масле остается растворенный фреон, который может испаряться на протяжении многих часов, и это также обязательно приведет к изменению давления на манометре и неверной диагностике. Да, это диагностика проста и тем заманчива, но даже если она и в состоянии в некоторых случаях выявить относительно большую утечку, то во всех случаях она не способна ответить на главный вопрос - а где именно негерметичность?

      Впрочем, в определенных случаях такой прием может быть и вполне эффективен. Но для правильного его использования нужно по возможности разделять узлы (трубки и пр.) и проверять их по отдельности. Тогда такой способ сможет дать результат и, что не менее важно, локализовать утечку. Но проблема в том, что качественное его использование предполагает большие “трудозатраты и много времени, в силу чего он становится “нерентабельным” по времени, а его неправильное использование малоэффективно.

      Общие рекомендации по диагностике автомобильных кондиционеров

      Прежде всего необходима отметить, что во всех случаях первоначально проводится визуальная диагностика. Необходимо обязательно осмотреть все доступные места и обнаружить масляные пятна или явные места утечек (дырки, надломы, подмятия и т.д.), общее состояние системы, механические дефекты, состояние шкива компрессора и пр.

      Если клиент просит найти утечку, то обязательно необходимо выяснить как быстро уходит фреон. Если заправка исчезает за период от 1-го дня до 1-го месяца, то лучше всего подойдет диагностика “пеной” или электронным течеискателем. Если же фреон держится более месяца, то здесь в случаях, когда внешним осмотром не удалось выявить явных масляных пятен, без промежуточной заправки (иногда с ультрафиолетом) не обойтись. Следует отметить, что многие злоупотребляет ультрафиолетом и вовсю рекламирует заправку с "краской". Однако, на самом деле данный метод необходим лишь в 5-10% случаев. Он несколько накладен для клиента и выгоден для автосервиса. Конечно же, иногда её необходимо применять, но только после безуспешного поиска утечек другими методами.

      Лишь после визуального осмотра и проверки утечек следует приступать к проверке работоспособности компрессора кондиционера. Впрочем, если в системе есть давление, то сначала можно проверить и компрессор. Поиск проблем с электрикой производится лишь при возникновении соответствующих проблем.

      Диагностика компрессора кондиционера

      [ФОТО КОМПРЕССОРА]

      Компрессора кондиционера обязательно нужно проверить на следующие возможные неисправности:

      • Недостаточная производительность;
      • Заклинивание вала компрессора;
      • Заклинивание или износ подшипника компрессора;
      • Перегорание электромагнитной муфты;
      • Обрыв или проскальзывание прижимного диска;
      • Износ демпферных резинок;
      • Утечка.

      Подробнее о характерных проблемах компрессоров кондиционеров и способах их устранения вы можете прочитать в разделе Ремонт компрессоров кондиционера

      Диагностика электрики автомобильного кондиционера

      [ФОТО ДАТЧИКА]

      Диагностику электрики кондиционера производят лишь в случае необходимости, т.е. если имеется какая-нибудь проблема. Наиболее частые поломки:

      • Перегорание электромагнита компрессора кондиционера;
      • Выход из строя датчика давления;
      • Перегорание реле и предохранителей;
      • Поломка вентиляторов.

      Многие поломки можно выявить при помощи обыкновенного тестера, а некоторые при помощи компьютера. Если та или иная поломка нам не подсилу, то мы почти всегда можем дать телефоны узкоспециализированных электриков из других СТО, которые постараются вам помочь.